Первый форум Каменца-Подольского

Общение по интересам, Размышлизмы, споры, политика etc. => Музыка => Тема начата: Snake от 02 Мая 2010, 23:24:53



Название: "Алюминиевые огурцы": заклинание Виктора Цоя
Отправлено: Snake от 02 Мая 2010, 23:24:53
http://starikkozlodoev.f5.ru/post/234657/may1



В 1982-м эта песня стала для меня проводником в новый, неведомый мир. До этого я не представлял, что петь можно вот так. На кассете с одной стороны был «Аквариум» — с ними я уже был немного знаком, впрочем, поверхностно; на второй стороне значилось: «Кино». Об этой парочке я тоже слышал, но записи мне пока не попадались. Кассета немедленно отправилась в открытую пасть «Электроники-324», я нажал клавишу и услышал: «Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики!».

Ощущение невероятное! Два — судя по звучанию — человека, гитары и голос, все. У вокалиста был странный, непривычный голос, мелодия не отличалась оригинальностью, но в сочетании с текстом она создавала ТАКОЕ впечатление:

Здравствуйте, девочки,

Здравствуйте, мальчики,

Смотрите на меня в окно

И мне кидайте свои пальчики, да-а

Ведь я

Сажаю алюминиевые огурцы, а-а

На брезентовом поле...

Самое интересное — вопросов не возникало. Я принял воображаемый мир Виктора Цоя безо всяких тех и этих: сомнений в здравом уме автора не было… да никаких не было, если честно! То ли я уже прочитал Хармса к тому моменту, то ли лимерики Эдварда Лира стучали в мое сердце, но высокий градус петербуржского абсурда был мною понят и принят безоговорочно.

Три чукотских мудреца

Твердят, твердят мне без конца:

«Металл не принесет плода,

Игра не стоит свеч, а результат — труда»,

Но я

Сажаю алюминиевые огурцы, а-а

На брезентовом поле...



Так что именно с этой песни, а не с какой-то еще и началось мое знакомство с миром питерского рока. Прошло совсем не много времени, и она стала лакмусовой бумажкой — в моем кругу именно по «Алюминиевым огурцам» проверялась степень вменяемости и незашоренности нового человека. И когда нас с товарищем за исполнение этой песни задержал оперотряд МГУ, мы сочли это за комплимент: значит, все правильно.

Прошло совсем не много времени, и все вокруг изменилось снова. Те, кого мы не надеялись увидеть воочию, стали играть концерты — сперва в небольших ДК, а потом и вовсе на стадионах. «Кино» из акустического дуэта начало становиться электрическим — и весьма неплохим — бэндом, а совсем скоро Цоя полюбили девочки, и он окончательно начал становиться поп-звездой. В этом не было ничего плохого — наоборот, я до сих пор считаю, что, если бы не его нелепая смерть, картина постсоветского поп-пространства сегодня была бы несколько иной.



…После смерти Цой стал иконой. Она актуальна по-прежнему: уж не знаю, что там творится на Арбате возле известной стены, но временами мне приходится в подземных переходах наталкиваться на мальчиков и девочек с гитарами. У них у всех одинаковый репертуар, и песни Цоя в нем присутствуют. Вот только «Огурцов» среди этих песен, как правило, нет.

Но есть, есть люди, которые до сих пор готовы вывалить на слушателя наивный цоевский абсурдизм тридцатилетней давности. И среди них — человек, помогавший на записи того, самого первого, наивного шедевра под названием «45», Борис Гребенщиков:



Неожиданно спела «Огурцы» первая леди русского рока по имени Земфира — я не очень люблю ее творчество, да и манера подачи себя мне не близка, но тут готов смириться:



А совсем недавно художественный руководитель и главный дирижер Камерного хора Смольного собора в Санкт-Петербурге, заслуженный артист России В. Беглецов затеял серию концертов «Запрещенные песни». В сопровождении камерного трио в этой программе звучали песни The Beatles, Queen, Pink Floyd… И была среди этих песен та самая:



В позднесоветское время Цоя на концертах стали спрашивать: о чем, дескать, эта песня? Каков ее скрытый смысл? Что символизируют «три чукотских мудреца» и «злое белое колено»? Осенью 1987-го, на концерте в Дубне Виктор ответил: «В этой фразе нет никакого смысла».

Скорее всего, так и есть, и тезис о том, что сажание алюминиевых огурцов на брезентовом поле есть образ проклепывания стройотрядовской брезентовой куртки металлическими «рокерскими» заклепками, придуман позднейшими интерпретаторами. Потому что вся прелесть этой нехитрой песенки — в полнейшей бессмысленности. Скорей уж я готов предположить, что текст ее представлял собой заклинание, с помощью которого, как в хорошем фэнтези, открываются ворота в иную реальность. Во всяком случае, осенью 1982 года в холодной постбрежневской Москве такие ворота передо мной и в самом деле открылись.

Фото: кадр из х/ф «Игла»

Спасибо Nevex.TV за видеоролик с концерта Камерного хора Смольного собора.


Название: Re: "Алюминиевые огурцы": заклинание Виктора Цоя
Отправлено: Kapnyxa от 02 Мая 2010, 23:42:49
Гуд песня! До сих пор помню практически все слова :)
В исполнении камерного хора - бомба! *вау, запалюеш* *rooles*

Ещё вспомнил, мне нравилась песенка:

Метеоролог сказал дождь будет недолго,
Я разобрал весь приёмник как опытный практик
Ты понимаешь, что мне было трудно сдержаться
Мне даже нравится, это такой мой характер.

Ууу-уу  Транквилизатор!

 *respekt*


Название: Re: "Алюминиевые огурцы": заклинание Виктора Цоя
Отправлено: Snake от 02 Мая 2010, 23:43:51
хор таки отжог))



Название: Re: "Алюминиевые огурцы": заклинание Виктора Цоя
Отправлено: Margosha от 04 Мая 2010, 23:34:26
С этой группой (вернее, с ее песнями) я, можно так сказать , шагала "по-жизни маршем". :) Вот только одного не могу понять - почему Цоя назвали обозвали - ПОП-звездой ???


Название: Re: "Алюминиевые огурцы": заклинание Виктора Цоя
Отправлено: Snake от 04 Мая 2010, 23:39:37
все кроме норвежского тру-блек-метала это поп)))


Название: Re: "Алюминиевые огурцы": заклинание Виктора Цоя
Отправлено: Margosha от 04 Мая 2010, 23:43:49
предупреждение
удалено цитирование последнего сообщения
Ну да? Вжисть не поверю - русский рок он и в Африке русский рок! *rules*


Название: Re: "Алюминиевые огурцы": заклинание Виктора Цоя
Отправлено: Snake от 04 Мая 2010, 23:50:45
«Мало России дураков и дорог -
Есть третья беда — это я, Русский рок!» (http://lurkmore.ru/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%BE%D0%BA)


Название: Re: "Алюминиевые огурцы": заклинание Виктора Цоя
Отправлено: Kapnyxa от 05 Мая 2010, 00:37:06
От прочитав я ту статтю, та не розумію - хіба ж ті москалі розуміються на русском рокє? *вау, запалюеш*

Как для меня, русский рок - это прежде всего протест. Поэзия революционного духа.  Музыки минимум.  Но если ещё и спеть можно - тогда вааще бомба! :)


Название: Re: "Алюминиевые огурцы": заклинание Виктора Цоя
Отправлено: Margosha от 05 Мая 2010, 09:58:06
Это мы сейчас такие умные))) Статьи разные читаем, в интернет ходим и всё-такое, а лет 15 назад хотела бы я глянуть что-бы было, если бы вам такую статейку кто-то дал почитать *dead*


Название: Re: "Алюминиевые огурцы": заклинание Виктора Цоя
Отправлено: georg от 06 Мая 2010, 02:26:34
Цой - бох!!!